Среда, 24.04.2024, 04:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя начальных классов Исаковой Светланы

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Мини-чат
Погода
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог сайтов
    Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников Учительский портал Методсовет Банк Интернет-портфолио учителей Страна Мастеров -->
    Праздники
    Осталось... -->Праздники России
    Новости образовани
    ...
    Живой уголок
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Критерии готовности ребёнка к школе

    Критерии готовности ребенка к школе

    Последнее лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Лето – достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.

     Что же такое «школьная зрелость» или психологическая готовность к школе? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:

    1.      Интеллектуальная:

    • умение выделить фигуру из фона;
    • способность концентрировать внимание;
    • устанавливать связи между явлениями и событиями;
    • возможность логического запоминания;
    • умение воспроизводить образец;
    • развитие тонких движений руки и их координации.

    2.      Эмоциональная:

    • ослабление импульсивных реакций;
    • умение длительно выполнять не очень привлекательную работу;
    • развитие произвольности поведения.

    3.      Социальная:

    • общение со сверстниками;
    • умение подчинять свое поведение законам детских групп;
    • способность принимать роль ученика;
    • умение слушать;
    • умение выполнять указания учителя.

    За основу готовности к школе, т.о., принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

    Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый научиться читать, писать, но к моменту поступления в школу важнее иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. способность ребенка к обучению. А мы стремимся научить их читать, писать, считать, но не это важно.

    Каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того, чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаю вам короткий тест: «Готов ли ребенок к школе?» (тест для родителей).

    Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнить с любым членом семьи.

    1. Для развития интеллектуальной сферы очень полезно будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

    Восприятие (отражение объекта в целом, слуховое и зрительное):

    • складывание разрезных картинок;
    • узнай предмет по контуру;
    • составление узоров из геометрических фигур.

    Память (запечатление, сохранение, воспроизведение информации):

    • разучивайте стихи, скороговорки, сочиняйте сказки;
    • просите повторять наизусть услышанный текст, пересказывать его своими словами;        запоминание различных предметов, их количество, взаиморасположение;
    • обращайте внимание ребенка на детали окружающей обстановки;
    • запоминание последовательности цифр (номер телефона).

    Внимание (невнимание есть рассеянность, 7+/-2 объекта):

    • в статье газеты вычеркивать, подчеркивать определенные буквы в течении 2-х минут, главное без ошибок;
    • запомнить предметы в течении 3-4 секунд и перечислить их;
    • игры-лабиринты (проследить дорожку).

    Мышление:

    • сравнение двух почти одинаковых рисунков (найти различия);
    • «четвертый лишний» (слова, картинки);
    • «Чего не хватает?»

    Тонкая моторика рук:

    • лепка, рисование, игры с конструктором LEGO;
    • разминать пальцами тесто, глину, мять паралоновые шарики, губку;
    • катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
    • хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
    • нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
    • завязывать узлы на толстой и тонкой веревках;
    • штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой (важно научить ребенка правильно держать пишущий предмет);
    • делать пальчиковую гимнастику;
    • рисовать узоры по клеточкам в тетради;
    • рассортировать крупу (горох, рис, гречка).

    Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракуль, лепка и многое другое поможет ребенку научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

    Навык правильно держать пишущий предмет формируется к 4-м годам, а далее он закрепляется или переучивается, хотя это очень трудно (вдень не более 20 минут держание ручки).

    Вас должно насторожить, если ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

    2. Уже говорили, что важная составляющая школьной зрелости – произвольность поведения. Что означает это понятие?

    Любое действие человека (как взрослого, так и маленького) «запускается» механизмом, в основе которого лежит побуждение – желание овладеть тем или иным объектом, получить тот или иной результат. Но у взрослого и у ребенка эти желания-побуждения существенно различаются. У ребенка побуждения импульсивны и кратковременны, т.е. он действует как бы не по собственному желанию, а по логике той ситуации, в которой оказался. Видит игрушку и тянется к ней, хотя за минуту до того имел совсем другие желания. Однако, если не удается получить желаемое, ребенок может быстро об этом забыть, особенно, если удается переключить его внимание на что-то другое.

    Почему же он так легко переключается? А дело в том, что нескольких желаний-побуждений у ребенка дошкольного возраста, как правило, не бывает. Его побуждения «живут» очень ограниченное время и угасают. Поэтому удерживать внимание на одном и том же предмете для детей дошкольного возраста – задача большой сложности, поэтому-то и в 1 кл. на уроке идет смена нескольких видов деятельности (учебный материал, физкультминутка, игра).

    Иная картина характерна для детей 7-8 лет. Побуждения становятся все более растянутыми во времени, устойчивыми и пересекаются с другими желаниями. Например: он слушает, потому что хочет сам, потому что это нужно.

    Произвольность, способность действовать по собственной воле, возникает в период дошкольного детства и среди первоклассников еще очень много детей импульсивных, не умеющих управлять своим поведением. В классе такие дети могут встать, побежать к окну. Конечно, это возрастное явление со временем проходит, однако в условиях коллективного обучения импульсивные дети нарушают его ход, отвлекая других детей и преподавателя.

    Итак, формулируем произвольность – умение детей:

    • сознательно подчинять свои действия правилу;
    • ориентироваться на заданную систему требований;
    • внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
    • самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу (Пр.: написать страницу –);
    • доводить дело до конца.

    Всему этому помогут игры, где есть ведущий и игрок и у каждого своя роль.

    При поступлении в школу у ребенка должен сформироваться учебный мотив, но может преобладать и игровой. Чтобы проверить своего ребенка предлагаю следующее задание:

    1)                     «Ты умеешь рисовать O ? Нарисуй (можно показать образец) мне». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество.

    2)                     «Представь, что это буква О. Напиши так, чтобы за нее можно было поставить оценку 5, сколько сможешь». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество.

    3)                     Игра «Представь, что «О» это капуста и зайчик будет прятаться за нее от волка». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество.

    Затем по каждому из 3-х заданий сравниваются результаты и можно сделать вывод: Какой мотив преобладает игровой или учебный, усидчивость при выполнении не очень привлекательной работы, качество выполнения.

    3.Социальная сфера. Ребенок связан с окружающими его людьми взаимными правилами и обязанностями:

    • «для себя» - отстаивание правил;
    • «для других» - выполнение обязанностей.

    Сила той и другой потребности контролируется нормой поведения в данном обществе.

    И нам в этом помогут игры, где ребенок будет принимать роль игрока, ведущего, учиться слушать и выполнять условия игры, выражать свои мысли.

    В заключении хочется сказать: как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый! Но необходимо смотреть и воспринимать свое чадо не слепо, а реально.

    Источник : Интернет

    Категория: Мои статьи | Добавил: Светлана (01.03.2015)
    Просмотров: 555 | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 0
    avatar